Включение всех альтернативных затрат

Включение всех альтернативных затрат

Прямые инвестиции в проект, в основном, легко понять и исчислить. Но довольно часто в проекте используются ресурсы, которые уже есть в компании, но они ограничены и в ближайшем будущем их нельзя заменить. То есть рассматриваемый проект может отбирать ресурсы у других проектов. Потери чистых денежных потоков этими другими проектами называется альтернативными затратами. Например, компания может рассматривать проект использования завода, который в настоящее время пустует. Только потому что он пустует, мы не должны автоматически полагать, что его альтернативные затраты равны нулю. Возможно, компания может сдавать завод в аренду другой компании. Этот доход от аренды и представляет альтернативные затраты рассматриваемого проекта.

Аналогично, если в проекте задействованы услуги высококвалифицированных специалистов, это может считаться альтернативной стоимостью. Если эти специалисты уйдут в другие подразделения компании, это может сократить денежные потоки по другим проектам. Если этих специалистов нельзя заменить, тогда альтернативная стоимость будет составлять утраченные чистые денежные потоки. Если же замену удается найти, то дополнительные издержки, связанные с выплатой дополнительной зарплаты и т.д., по другим проектам должны рассматриваться как альтернативные затраты нового проекта, находящегося на рассмотрении.

В качестве третьего примера альтернативных затрат, представьте, что ваша компания купила платину по низкой цене, чтобы использовать ее в качестве сырья. Общая стоимость составила 1 млн фунтов. Было бы нелогично продать конечный продукт по цене, составленной на основании старой стоимости платины, в то время как нынешняя стоимость такого же количества этого металла составляет 3 млн фунтов. Альтернативным путем было бы продать платину по текущей цене, а не вкладывать ее в производство продукции. Текущая рыночная стоимость платинового сырья (3 млн фунтов) составила бы альтернативные затраты.

Новый проект может допустить увеличение либо сокращение объема продаж других товаров или услуг, предлагаемых компанией. Рассмотрим пример авиакомпании, которая пытается принять решение, стоит ли разрабатывать проект перелетов из США в Японию. Прямые денежные потоки, например, по продаже билетов на эти рейсы и т.д. могут не дать положительной ЧПС (NPV). Но может оказаться так, что новая услуга влечет за собой дополнительную чистую прибыль не только для рейсов США-

Япония, но также для других маршрутов, так как пассажиры выбирают эту авиакомпанию, предлагающую сейчас более полный комплекс услуг по всем миру. Если учесть этот дополнительный чистый денежный поток, то проект может быть перспективным.

Если розничный продавец одежды откроет в одном городе вторую или третью точку, вероятно, клиентов в первом магазине поубавится. Потери в других подразделениях компании становятся релевантными денежными потоками при оценке нового проекта, то есть нового магазина.

В мире бизнеса безалкогольных напитков представление на рынке нового бренда может привести к снижению объемов продаж старых брендов. Здесь не говорится, что компания никогда не должна рисковать потерей старых брендов, а говорится, что при запуске нового продукта его нельзя рассматривать изолировано от уже существующих на рынке. Все дополнительные эффекты должны быть учтены, в том числе и эффекты, непосредственно связанные с новым продуктом или услугой.

Не учитывайте невозвратимые издержки. Например, проект по созданию Concorde включал огромные расходы по дизайну и изготовлению. В момент принятия решения по поводу того, стоит ли запускать самолет в эксплуатацию, затраты на разработку перестали отвечать ситуации. Рассматриваться должны только дополнительные затраты и приток капитала. Затраты на разработку навсегда ушли в прошлое; ими следует пренебречь. Средства, потраченные на развитие, невозвратимы, какое бы решение ни было принято: запускать самолет в эксплуатацию или нет. То же самое случилось и с Eurotunnel. Тот факт, что перерасход вытекает в миллиарды фунтов и, похоже, что затраты не окупятся услугами туннеля, еще не означает, что не появятся дополнительные расходы на использование того же количества электричества для снабжения поездов и расходы на зарплату водителям поездов. Уже истраченные 9 млрд фунтов нерелевантны для принятия решения о том, начинать ли транспортировку пассажиров и грузов между Францией и Великобританией. Если дополнительные издержки меньше дополнительных выгод (дисконтированных денежных потоков), услугу стоит запускать. Распространенной ошибкой в этой сфере является считать допроектные исследования (изучение рыночного спроса, научные исследования, геологические исследования, и т.д.) релевантными издержками.

В конце концов, этих расходов могло бы и не быть, если бы не возможность продвижения проекта. Но в момент принятия решения о том, стоит ли продолжать, расходы на исследования оказываются невозвратимыми — они будут, независимо от того внедрится проект в жизнь или нет, и поэтому не являются дополнительными. Невозвратимые издержки могут быть издержками либо на нематериальные активы, такие как научно-исследовательские разработки, либо издержками на материальные активы, которые не нашли другого применения (например, расходы по Eurotunnel). Имея дело с невозвратимыми издержками, иногда следует решительно противостоять высказываниям типа «хорошие деньги выбрасываются после плохих». Всегда следует помнить, что отток «плохих» денег случался в прошлом и он больше не является фактором, влияющим на сложный процесс принятия решения.

Распространенной ошибкой в этой сфере является считать допроектные исследования релевантными издержками.