РУКОВОДСТВО ПО КОРПОРАТИВНЫМ ФИНАНСАМ

РУКОВОДСТВО ПО КОРПОРАТИВНЫМ ФИНАНСАМ

Организацию можно рассматривать просто как набор проектов: некоторые из них были запущены давно, некоторые недавно, многие из них являются главными стратегическими проектами, а другие, наоборот, небольшие проекты уровня операционных подразделений. Бизнес по своей природе постоянно подвержен изменениям, приводящим к отмиранию устаревших видов деятельности, центров прибыли и методов, которые заменяются новыми. Без постоянного обновления компании не будут развиваться и не смогут конкурировать на динамичном рынке. Важно, чтобы процессы и системы, ведущие к разработке новых методов производства, новых рынков и продукции, были эффективными. Это означает, что методы оценки проектов, весь процесс создания инвестиционных предложений и их отбора должны вести компанию к достижению цели. Неправильный выбор метода оценки, лежащий в основе инвестиционного процесса, при котором не ставятся нужные вопросы и который ведет к ошибочному заключению, может нанести акционерам убытки.

Применение методов оценки проектов должно рассматриваться всего лишь как один из этапов процесса размещения ресурсов компании. К этапу оценки проекта переходят только тогда, когда были сформированы идеи использования капитальных ресурсов и после того, как эти идеи были отфильтрованы с точки зрения стратегических и бюджетных возможностей компании. За этапом оценки следует этап принятия проекта, внедрения и аудита.

Любую систему размещения капитала следует рассматривать в свете сложности процесса функционирования компании. Этот аспект не был рассмотрен в главе 2, там был проведен всего лишь механический анализ. Но в данной главе, в дополнение к предыдущему, описывается процесс разработки проекта, его оценки и мониторинга после осуществления инвестиций.

Безусловно, проект создания «Airbus-380», см. ситуацию 4.1, прошел многие стадии разработки и внедрения, описанные в настоящей главе: от генерации самой идеи, ее рассмотрения в свете бюджетных и стратегических соображений до тщательного анализа в количественных показателях. Сейчас, когда осуществляется производство аэробусов, будет создана система контроля капитальных затрат для отслеживания этапов достижения конечной цели. А через несколько лет будет произведен аудит всего проекта.

Несомненно, одним из самых масштабных решений по оценке инвестиций, когда- либо принятых, является решение компании Airbus о производстве лайнера-гиганта Superjumbo A380. Это одна из инвестиций, которые относят к рискованным. Для создания такого летающего монстра понадобится 10 700 миллионов долларов. На протяжении всего 2000 года не было известно, рискнет ли компания Airbus вложить такие деньги. До того как дать свое согласие, у них на руках должно быть не менее 50 заказов. Наконец, как раз перед Рождеством шестой по значимости покупатель подписал контракт на поставку 50 самолетов плюс 42 самолета по опционному контракту (авиакомпании имеют право, а не обязательство покупать лайнеры).

Аэробус A380 будет гораздо больше «Boeing-747» — самого успешного самолета компании Boeing. Он сможет поднять в воздух 555 пассажиров (а не 416, как Boeing). Создание аэробуса также позволит сократить прямые операционные расходы авиалиний на 15-20 процентов по сравнению с расходами при использовании «Boeing-747» и «Boeing-400», и он сможет летать на 10 процентов дальше (8 150 морских миль).

Где же взять средства на разработку проекта и производство новых машин? Этот проект включает новейшие достижения техники. Ведь инновации влекут за собой значительные предварительные расходы, хотя этот проект будет приносить прибыль многие десятилетия. Вот некоторые из таких инноваций:

Новые материалы, позволяющие увеличить грузоподъемность.

Лучшая аэродинамика.

Пластиковая коробка крыльев, усиленная углеволокном. Сорок процентов конструкций и деталей будет изготовлено из новых углеродных материалов и сплавов.

Верхняя часть фюзеляжа будет не алюминиевой, а зеркальной: это будет слоистый пластик со склеенными перемежающимися слоями алюминия и стекловолокна

Инновационные гидравлические системы и системы кондиционирования.

Компания Airbus признала, что для достижения уровня безубыточности, им необходимо продать не менее 250 самолетов. (Предположив, что номинальный совокупный денежный приток сравняется с номинальным совокупным денежным оттоком). Для того чтобы добиться положительного значения чистой приведенной стоимости, необходимо продать сотни таких самолетов. Каждый самолет имеет прейскурант на сумму около 216-230 миллионов долларов. Но это не предмет для беспокойства, так как авиакомпании получают существенные скидки. Всего над самолетом будут работать около 96 тыс. человек.

Но все это легко можно было бы отменить. Компания Boeing решила не разрабатывать лайнер «Superjumbo», потому что, по их оценкам, максимальное количество таких лайнеров, которое может быть востребовано на рынке, — 500, так как авиакомпании обычно продолжают использовать «Boeing-747». Компания Airbus оценила рынок Jumbo и Superjumbo в количестве 1 550 лайнеров. Компания ожидает, что такие лайнеры займут две трети от объема ее бизнеса, что эквивалентно 400 миллиардов долларов в нынешних ценах.

Менее чем через три года после запуска проекта Airbus прошла полпути, имея заказы или договоренности на покупку 129 самолетов, в основном благодаря потоку контрактов от азиатских авиакомпаний в конце 2003 года.