Причины растущей популярности окупаемости

Причины растущей популярности окупаемости

Окупаемость все еще является методом, который широко используется при оценке проектов, несмотря на его недостатки. Это требует пояснения.

Первое, что нужно отметить, — окупаемость редко используется в качестве основного метода оценки инвестиций, а скорее в качестве второстепенного приема, дополняющего более совершенные методы. Хотя кажется нерациональным использовать окупаемость, когда вопрос рассматривается отдельно, мы можем увидеть в этом логику, если примем во внимание организационный контекст и дополнительный характер альтернативных методов. Например, окупаемость может быть использована при фильтровании на ранних стадиях проектов с явно неприемлемыми уровнем риска и показателями рентабельности. Идентификация таких проектов на предварительной стадии разработки позволяет избежать необходимости более детальной оценки с помощью метода дисконтированных денежных потоков и, таким образом, увеличивает эффективность оценки. Такое отсеивание на раннем этапе должно применяться осторожно во избежание поспешного отклонения проекта.

Но у метода окупаемости есть также и одна подкупающая занятых бизнесменов особенность: он удивительно прост и легок в использовании. Менеджеры часто признают, что использование метода окупаемости без разбора не всегда приводит к принятию наилучших решений, но это самый простой способ объяснить прибыльность проекта. Метод ЧПС (NPV) сложен для понимания, так что неплохо бы иметь альтернативные методы, которые можно использовать всем менеджерам. На рабочем месте успех проекта часто зависит от достижения единой точки зрения в коллективе в отношении данного проекта. Обсуждения, переговоры и обмен идеями зачастую должны проводиться в простой форме, так чтобы менеджеры, не задействованные в данном проекте, смогли внести свой вклад и дать проекту свою оценку. Обсуждение прибыльности проекта с использованием более сложных моделей может привести к отчуждению и, как следствие, отклонению проекта.

Еще одним аргументом, выдвигаемым практиками, является то, что проекты с быстро возвращаемыми затратами существенно снижают риск, которому может подвергнуться компания. Оставив научные формулировки, можно упрощенно сказать, что существует много неопределенностей по поводу будущих денежных потоков. Менеджеры часто не доверяют прогнозам на последующие годы. Окупаемость содержит в себе скрытое предположение о том, что риск, связанный с денежными потоками, напрямую связан с периодом времени, начиная с момента выполнения проекта. Сконцентрировавшись на краткосрочной прибыли, этот подход использует только те данные, которые считаются менеджерами наиболее надежными. Рассмотрим пример из отрасли предоставления Интернет-услуг, где конкуренция и технологии меняются так быстро, что сложно что-то прогнозировать на восемь месяцев вперед, не говоря уже о сроке в восемь лет. Так что менеджеры могут на свое усмотрение не заниматься прогнозами денежных потоков на несколько лет вперед. Сторонники метода ЧПС (NPV) отрицают этот подход, утверждая, что риск учитывается лучшим образом в модели ЧПС (NPV), чем при простом исключении данных.

Еще одним преимуществом метода окупаемости, по мнению многих менеджеров, является его применение в случае недостатка капитала. В условиях ограниченности средств желательно получить прибыль с проектов раньше, а не позже, так как это соображение позволяет вкладывать деньги в другие выгодные проекты. Но как мы уже видели в проекте 3, если целиком полагаться на метод окупаемости из-за быстрого возврата вложенных средств, это может привести к потере значительных денежных средств сразу же после окончания срока отсечения (требуемой окупаемости проекта).

Целью данной главы не является реклама метода окупаемости. Этот метод остается теоретически менее развитым, чем метод дисконтированных денежных потоков. Метод окупаемости имеет ряд ценных характеристик, но основные методы оценки проекта, используемые большинством крупных компаний, не должны учитывать все релевантные денежные потоки, чтобы их впоследствии дисконтировать.

Метод бухгалтерской рентабельности (БР, ARR) может быть известен читателю под такими названиями как рентабельность инвестированного капитала (РИК, ROCE) или рентабельность инвестиций (РИ, ROI). БР (ARR) — это отношение бухгалтерской прибыли к инвестициям в проекте, выраженное в процентах.

Правило принятия решения здесь заключается в том, что если БР (ARR) больше или равно барьерной ставке, то проект следует принять.

Это соотношение можно найти несколькими способами, но наиболее популярным является учет прибыли после вычета амортизации. Под суммой инвестиций мы подразумеваем любые увеличения рабочего капитала, добавленные к необходимым инвестициям. Для компании Timewarp plc рассчитаны три разных варианта, дающих абсолютно разные результаты, см. пример 3.1. Это всего лишь три из всевозможных способов расчета БР (ARR) — их на самом деле гораздо больше. Факт наличия множества способов для вычисления критерия оценки проекта и его характеристик — это уже повод для того, чтобы бить в колокола: принцип «выберите результат, выбрав ваш метод расчетов» не является веским основанием для принятия решения.